Новый театральный сезон в Армавирском театре драмы и комедии открыли премьерой «Мёртвых душ» по мотивам поэмы Гоголя.
Поставил спектакль приглашённый краснодарский режиссёр Артём Акатов. Это первая его работа в Армавире. Постановка неожиданная, можно сказать, экспериментальная, но заставляющая размышлять и искать новые смыслы классического произведения.
Как герой Гая РичиВсе герои спектакля задаются вопросом, почему к ним приехал Чичиков. И в поиске ответа они раскрываются для зрителя максимально понятно и ярко. Загадочный и обаятельный Павел Чичиков, появившись, всколыхнул уклад жизни провинциальных помещиков, кому-то даже серьёзно навредил, хотя, по его убеждению, зла он не причиняет.
Первая ассоциация, которая возникает при появлении Чичикова, отнюдь не с классической литературой, а с кинематографом. По своему внешнему лоску, манере держаться и природному магнетизму Чичиков в исполнении Сергея Воробьёва очень напоминает шпиона времён холодной войны Наполеона Соло, героя фильма Гая Ричи «Агенты А.Н.К.Л.». Не знаю, была ли у Артёма Акатова такая задумка, но из уст персонажей звучат нарочитые сравнения Чичикова и с засланным казачком, и с французским полководцем. От этого особо патетичными кажутся те изменения, что на глазах зрителя происходят с Чичиковым.
Отталкивающе выглядят его попытки «прогнуться» под помещиков и любой ценой купить мёртвых душ. Для этого он снова и снова готов становится героем театра абсурда, что представляет собой уклад жизни помещиков. Он то играет светского льва, то инфоцыгана.
Но за этой фальшью кроется ещё живая душа. Когда Чичиков выбегает из дома очередного безумца-помещика, где вынужден ломать комедию, он ненадолго останавливается на ступеньках пред сценой, хватаясь за сердце. В этот момент возле берёзки поёт молодая девушка в белом… Но наличие души, или совести, лишь «обозначается». Он гонит прочь рефлексию.
Игра цветомПроисходящее на сцене будто подводит зрителя к мысли, что любая ложь, будь то подлог или махинация, вредна и противоречит замыслу создателя. И, как отметил постановщик «Мёртвых душ» Артём Акатов, в погоне за материальным человек теряет духовное.
Этот смысл подчеркивает замечательная работа со светом и пространством — удачный тандем режиссера и заведующего электроцехом Игоря Дубнова. Когда Чичиков произносит монолог, убеждая слушателей, что он-то никому дурного не делает, а сам попал в список душ мёртвых несправедливо, его лицо подсвечено насыщенным сине-зелёным светом, который вносит диссонанс в исповедь. Герой ощущает себя бравым парнем, а выглядит как мертвец.
Или ещё приём. Поминая прокурора, помещики пьют из высоких бокалов что-то флуоресцентное. И этот цвет фуксии, самый яркий на сцене, создаёт ощущение присутствия на светской вечеринке или в модном коктейльном баре с неоновыми вывесками, но никак не на поминках усопшего. То есть, чтобы не говорили, как бы не убеждали герои, зритель видит другое. Блестящий приём.
Работа со столомПримером грамотной работы с декорациями и пространством можно назвать использование на сцене стола. В домах помещиков, условно отделённых от мира живыми деревьями, могильными плитами и крестами, на первом плане стоит стол. Но используется он не всегда по прямому назначению.
У Манилова, которого исполняет Арман Штепенко-Аветисян, стол становится сценой, подиумом, на который взбегает приехавший к нему Чичиков. А потом на нём лежит молодая красивая жена помещика, которой он хвастается перед новым приятелем.
В сценах в гостях у Ноздрёва (Иван Недорезов) покрытый скатертью стол — это место алкогольного безумия хозяина дома и Чичикова. На нём стоят бутылки, как бы демонстрирующие, сколько было выпито. О него опирается перебравший скупщик душ. А потом, чтобы укрыться от полного энергии и агрессии Ноздрёва, гость прячется под столом, откуда хозяин пытается его выгнать шваброй.
Собакевич (Алексей Семенов) с супругой (Жанна Чекурова) и Чичиковым с аппетитом ужинают за накрытым столом при свечах. Однако при попытке Чичикова поддержать светскую беседу и заодно разузнать о местном бомонде, помещик начинает ругать и оскорблять упоминаемых. Он стучит огромной костью по столу, уничтожая идиллию томного вечера.
Хороша сцена появления Чичкова у «дома» Коробочки в исполнении Татьяны Юдиной. Зрители слышат шум дождя и видят дымок, собирающийся над сидящей на мешках с пенькой Коробочкой. Стол перевернут и служит стеной «теремка» помещицы. Она же в этот момент подсчитывает прибыль.
Несмотря на кажущуюся прожжённость бывалой челночницы, Коробочка невероятно обаятельна. В ней вопреки привычкам и образу мышления есть наивность и доверчивость — смог же Чичиков её надуть.
О Плюшкине не пишу намеренно. Вы сами всё увидите и, наверное, удивитесь — это гротеск на максималках.
По прямому назначению стол используется в драме в последней сцене. За ним сидят все герои, рядом стоит портрет покойного прокурора. И в этот момент на сцену выходит Чичиков…
Интерактив и смыслыСпектакль «Мёртвые души» у Артёма Акатова получился динамичным. Зритель попадает в лабиринт, где рассказчик — Игорь Галанцев — «ведёт» его из комнаты в комнату. Рефреном звучат слова представителей власти — председателя, полицмейстера и прокурора, пытающихся понять «да кто такой этот Чичиков?» Не подослан ли он? И пока тот встречается с помещиками, заседают в «картонной» комнате, решая, с кем бы поговорить о Чичикове. Вдруг, кто-то что-то знает.
Постепенно образ Чичикова обрастает такими нелепыми легендами, что идеальным разрешением нагнетаемого напряжения становится чёрно-белый немой фильм, снятый командой театра. Его транслируют во время спектакля, выводя героев в Армавир. С чувством меры и вкусом режиссёр включает комедийные ноты в драматичное по сути действие. Правда, в других случаях его ирония теряется в пестроте событий и проживаемых эмоций.
Спектакль длится три часа. Но не всё время на подмостках. Артисты появляются из входа в зрительный зал, пробегая по нему к сцене. Или Ноздрёв, заслышавший погоню, пускается наутёк со сцены. Кажется, он вот-вот упадёт, запутавшись в юбке и проводах, которые зачем-то хватает впопыхах с собой. Из темноты появляется фигура мужчины в мантии с маленьким мальчиком. Резвятся молодые люди в венках и белых одеждах.
Артём Акатов расширяет пространство действия, выводя его за сценические рамки. Хочется увидеть постановку после того, как спектакль отыграют десятки раз, когда в нём проявятся новые нотки, интонации и даже смыслы.
А сходить на «Мёртвых душ» стоит. Чтобы увидеть попытку авторов по-новому взглянуть на судьбу Чичикова, показав его не только как создателя схем для наживы, но и как человека, оказавшегося в сложной системе социальных и моральных противоречий. И попытка эта удачная.
Фото Анастасии Рейн
Ольга Белолипецкая